понедельник, 28 января 2013 г.


Влияние игровой деятельности на адаптивную двигательную рекреацию в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья 
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи  вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации. Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Отклонения  в состояние здоровья у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с нарушением интеллекта социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Тем не менее, существуют нерешенные проблемы, ограничивающие развитие умственно отсталых детей, приобретение ими жизненно важных знаний, умений, физических качеств, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, социальным нормам, здоровому образу жизни.
Зачастую обычные занятия  физической культурой не вызывают активности у детей, имеющих отклонения в психическом развитии. А именно активное движение, выполнение разнообразных упражнений способствуют развитию не только физических качеств ребенка, но и формируют ребенка как личность.
Дети с нарушением интеллекта имеют отклонения не только в умственном развитии, но и не большие поражения функций опорно-двигательного аппарата, а также ограниченность адаптационного потенциала, нарушения координационных способностей, низкий уровень физического развития и физической подготовленности, бесцветность эмоциональной жизни, дефицит двигательной активности. Это и послужило основанием для разработки оздоровительно-реабилитационных занятий, содержанием которых явились подвижные игры как самостоятельная форма адаптивной двигательной рекреации, то есть на наших занятиях физической культурой  стараемся вводить средства адаптивной двигательной рекреации с использованием различных подвижных игр.
Главными критериями при отборе игр были: эмоциональность, доступность, простота движений, полезность с точки зрения компенсации и коррекции вторичных нарушений, возможность реализации межпредметных связей, а также собственное отношение детей к каждой игре.
Наблюдения за поведением детей, их реакцией, проявленным интересом, взаимоотношениями в игре, величиной нагрузки, утомления, их безопасность служили сигналами к их дальнейшему применению или отказу от них. Выбор игр не всегда был удачным: некоторые оказались слишком сложными, другие рассчитаны на высокую эмоциональность, не вызвали ожидаемого результата, отдельные игры были не понятны, а большая часть – слишком трудная для запоминания и воспроизведения.
Результатом работы стала  картотека подвижных игр для детей с нарушением интеллекта от 3 до 7 лет.
Оказалось, что дети с нарушением интеллекта способны к освоению подвижных игр. Следует отметить, что положительные изменения происходят на уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукопроизношения.
В ходе физкультурных  занятий с использованием различных игр, отмечалось, что дети стали добрее друг к другу, стали познавать нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, то есть у них происходит активное формирование личности, имеющее большое социальное значение.
Таким образом, отмечается, что у всех детей появилось желание и интерес научиться чему-то новому, им стало интересно приходить на занятия.
Детям с нарушениями в умственном развитии следует уделять особое внимание, предлагать им доступные, интересные упражнения, включать в веселые игры сверстников, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности и способности.
В заключении хочется отметить, что умственно отсталый ребенок не способен к длительным, монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки компенсаторных навыков и качеств. Поэтому вся работа специалиста по социальной работе должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась не навязчиво, в процессе наиболее привлекательных видов деятельности. И именно коррекционно-рекреационные занятия, основанные на использовании подвижных игр, можно рассматривать полигон для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение интеллекта, моторного и речевого развития, образование, воспитание, оздоровление, социализации ребенка.
Хочется отметить, что для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная двигательная рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, самопроявления личности.
В игре дети, «эмоционально заряжаясь», легко копируют способы выражения чувств, имитируют, перевоплощаются, подражают, что выражается в разнообразных предметных действиях. Эмоциональный наклад игры надолго сохраняет впечатление удовольствия, радости. Одновременно игровая деятельность требует осознанного отношения, соблюдения правил, дисциплины, определенных взаимоотношений, которые формируют личностные свойства характера, привычки поведения.
Влияние игровой деятельности адекватно влияет на социальную реабилитацию детей с отклонениями в умственном развитии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий